ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ПОБОЧНОГО УДАРЕНИЯ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

NATURE AND FUNCTIONS OF SECONDARY STRESS

IN THE RUSSIAN LANGUAGE

 

Е.В. Кузнецова mailto:lenkuzn@mail.ru МГУ им. Ломоносова, филологический факультет

 

Несмотря на относительную изученность темы, вопрос, что такое побочное ударение и при каких условиях оно появляется, остается открытым и актуальным. Некоторые аспекты проблемы ПУ получают в различных работах противоположные истолкования. Для снятия противоречий необходимо подробное исследование природы и функций ПУ в русском языке.

 

 


Вопрос о природе и функционировании побочного ударения в русском языке является предметом дискуссии фонетистов. До сих пор нет единого мнения относительно того, считать ли побочное ударение (далее – ПУ) принадлежностью словесной или фразовой просодии. Например, в [6] побочное ударение не рассматривается как лексическая примета: «оно реализуется в условиях фразы, а в изолированном слове с равной вероятностью может присутствовать либо отсутствовать. В слове его появление факультативно, а во фразе возникновение побочного ударения регулируется правилами ее ритмической организации, семантики и прагматики».  В работе [7] указывается, что словесное ударение - это способ интегрирования слова в структуре синтагмы». При таком понимании ударения вообще ПУ объявляется полностью автоматическим: «Если мы знаем место ударения, число и качество слогов слова, то нам известен – единственно возможный – акцентный тип, и, стало быть, соотношение слогов по «степени безударности». Из этого вытекает, в свою очередь, что так называемое второстепенное ударение, тем более, второстепенные ударения, носят автоматический, предсказуемый характер (есть основания полагать к тому же, что акустические средства выделения слогов под так называемым второстепенным ударением отличаются от коррелятов главного ударения). Второстепенное ударение может быть дистинктивным только в том случае, когда его функциональный субстрат – не слово, а промежуточная единица по отношению к слову, с одной стороны, и словосочетанию – с другой. В этой ситуации и ударение тяготеет к статусу не словесного, а синтагматического».

Но если ПУ может появляться в сложном слове только на фразовом уровне в определенной эмфатической позиции, то придется признать, что на словарном уровне оно всегда отсутствует, равно как  и в позиции не-эмфазы во фразе. Однако, несмотря на большой разнобой во мнениях, большинство исследователей выделяет некоторый класс сложных слов, всегда имеющих побочное ударение в любой позиции (например, слова, ударный слог которых удален от начала более, чем на 3 слога (латиноамериканский, электропроводка) или слова, образованные способом сочинения (вагонопаровозный, мясомолочный)). Подобные слова просто невозможно произнести без побочного ударения, поскольку это затруднит понимание смысла сказанного, да и сам процесс артикуляции.

Кроме того, хотя еще Н.С. Трубецкой показал, что «русскому языку неизвестно смысло-различительное второстепенное ударение в сложном слове» [13], работы других исследователей доказывают, что это не так.  Например, в работе [3] указывается, что «в словосочетаниях ч`ёрно-бýрое пятно и черно-бýрая лиса наличие и отсутствие ПУ в сложном слове различает два его значения. В первом случае, с ПУ¸ слово чёрно-бурый означает цвет «бурый с черным оттенком» (МАС). Во втором же случае, без ПУ, черно-бурый имеет другое значение: черно-бурая лиса – это «лиса с блестящим черным мехом с сединой, серебристо-черная лиса» (МАС). Таким образом, черно-бурый означает серебристо-черный. Слова телефоногрáмма и тèлефоногрáмма различаются не только по наличию-отсутствию ПУ, но и словообразоватльной структурой (у них разные мотивирующие основы) и лексическим значением. Слова госстрой и газстрой, произнесенные без ПУ как [гас]строй превращаются в омонимы (омофоны)». Таких примеров можно привести немало.

Кроме того, как представляется, в русском языке есть слова, которые нельзя произнести с побочным ударением. Во-первых, это слова типа паровоз, самолет (слова, состоящие из 3-4 слогов, являющиеся широкоупотребительными), во-вторых, слова, обладающие высокой частотностью и некоторые другие. Если намеренно произнести такие слова с двумя ударениями (пàровóз, тèлев′изор) не в позиции эмфазы, то носителями языка такое произношение будет воспринято как неправльное Если некоторое слово ни при каких условиях нельзя произнести с побочным ударением, это означает, что не только наличие, но и отсутствие побочного ударения является релевантным признаком именно на словесном уровне, а не на уровне фразы.

Таким образом, побочное ударение в сложных словах - явление именно словесной, а не фразовой просодии.

Ритмическое и семантическое побочное ударение. Функциональные различия

Основная проблема, возникающая при изучении побочного ударения, заключается в определении места побочного ударения в слове и факультативности  его появления. По материалам словарей, один и тот же элемент сложного слова при присоединении к различным мотивирующим основам может иметь, а может не иметь побочного ударения. Если эти мотивирующие основы состоят из разного количества слогов или если основное ударение в них падает на разные от начала слоги, то появление ПУ можно объяснить ритмическим фактором (телезрúтель и тèлекоммуникáция). Если же мотивирующие основы по слоговому составу не отличаются друг от друга, объяснить, почему в словаре основа фото-, например, в слове фотокарточка помечается как несущая ПУ (фòтокáрточка), а в слове фотопленка – нет, не так просто.

Кроме того, даже слова элементарной структуры, то есть слова, состоящие только из одной основы и не имеющие приставок, в определенных фразовых позициях могут нести дополнительное ударение (Вèликолéпно! в позиции эмфазы, произнесенного с ИК-5 по классификации Е.А. Брызгуновой).

На наш взгляд, для того, чтобы избежать двусмысленности и неточности, необходимо различать чисто ритмическое побочное ударение (РПУ) и смысловое (семантическое) побочное ударение (СПУ). Таким образом, явление побочного ударения (ПУ) фактически распадается на два: собственно ритмическое (РПУ) и ритмико-семантическое (СПУ).

Основное отличие РПУ от СПУ заключается в том, что оно появляется автоматически и не нагружено семантически, то есть не является смыслоразличительным.

Если СПУ – принадлежность слова как единицы словаря, то ритмическое побочное ударение – принадлежность слова как единицы фразы (синтагмы). СПУ – парадигматическая характеристика и может быть зафиксировано в словаре, ритмическое побочное ударение – характеристика синтагматическая и в словаре отражена быть не может, поскольку появление его факультативно и ситуативно. СПУ - это характеристика сложного слова, ритмическое же побочное ударение может падать на первый слог слова элементарной структуры либо осложненного приставкой. Перечисленные выше различия следуют из самой природы РПУ и СПУ. Носителем СПУ в русском языке всегда является первый компонент сложного слова. Этот первый компонент образуется из самостоятельного слова, несущего словесное ударение (крàсно-корúчневыйкрáсный, желèзобетóн – желéзо и пр.). При образовании сложного слова этот компонент изменяется (теряет флексии, получает интерфикс, может усекаться), при этом собственное ударение может сильно ослабляться (вплоть до исчезновения). Таким образом, в оппозиции ударность-безударность (применительно к побочному ударению) маркированным членом является именно безударность. Ударность же – член немаркированный, поскольку безударных слов в русском языке на уровне словаря нет. Именно поэтому немаркированным, нейтральным, произнесением является произнесение сложного слова с СПУ (как остаточным показателем «былой самостоятельности» первого компонента). Это объясняет тот факт, что все новообразования, недавно заимствованные, малоупотребительные слова неэлементарной структуры произносятся всегда с СПУ. В процессе «вживания» в язык и речь побочный акцент может ослабляться и даже исчезать, оставаясь, однако, лексической приметой сложного слова.

Кроме того, СПУ может падать на любой слог первого компонента, в то время, как РПУ всегда падает на первый слог слова.

Общеизвестно, что в русском языке существует своего рода запрет на произнесения двух ударных слогов подряд, обусловленный физиологическими причинами (слишком большое усилие (выдох + артикуляторное напряжение)) и требованиями русской ритмики. Поэтому очень редки случаи появления побочного ударения в коротких словах (2-3 слога), или в словах, где слог, потенциально несущий СПУ, отделяется от главноударного одним слогом или вообще непосредственно предшествует ему (ср. паровоз, самолет – даже в позиции акцентного выделения самой сильной степени (эмфаза) эти слова никогда не произносятся с двумя ударениями. В то же время РПУ может падать на слово любой длины и структуры (ср. при перечислении с интонационным контуром ИК-5: На этих иллюстрациях изображены разные виды транспорта: сàмолёты, пàровóзы, àвтóбусы, и чего там только нет!).


 


    Таблица 1.Распределение РПУ и СПУ

 

 

Структура слова

Минимальная длина слова (количество слогов), необх. для  появления 

Позиция в слове

Минимальное количество

слогов до главного

 ударения

Сложное

слово

Слово элементарной структуры

СПУ

да

нет

4 *

Любой слог 1го компонента сложного слова

2 (очень редко 1 или О**)

РПУ

да

да

2                                    

Начальный слог

1

* - за исключением слов с приставками иноязычного происхождения (см. так наз.список Аванесова) и аббревиатур: контратака, горсад и т.п.

** - например, слова из списка Аванесова: кронпринц

 


СПУ может выполнять следующие функции:

1.           Морфологическую (маркировать компоненты сложного слова, что ведет к облегчению произнесения и восприятия: гùдроэлèктростáнция).

2.           Смыслоразличительную (черно-бýрая лиса – чёрно-бýрый цвет, госстрой [гòс]строй - газстрой [гас]строй).

3.           Синтаксическую (различать способ соединения компонентов сложного слова: крàсно-рóзовый (красный и розовый) – сочинительная связь компонентов - и красно-рóзовый (розовый с оттенком красного) – подчинительная связь.

Функции ритмического побочного ударения сводятся к следующим:

1.           Ритмическая организация синтагмы/ фразы (облегчение произношения длинных слов): пèревоспúтывать

2.           Прагматическая (маркировать тип высказывания – Вèликолéпно!)

Очевидно, что уровню фразовой просодии принадлежит именно ритмическое побочное ударение, а не СПУ. При этом один и тот же первый компонент разных сложных слов может нести РПУ или СПУ в зависимости от опорного компонента (количества слогов, места ударения и т.д.).

Автоматическое появление ритмического побочного ударения, по-видимому, связано с ритмикой речи. Из исследований [1, 4, 5, 8 – 11 и др.] известно, что в русском языке ударение чаще всего падает на один из трех первых слогов слова. Контрастная граница по длине слова в русской речи проходит между тремя и четырьмя слогами. При движении от научной речи к спонтанной происходит сокращение длины предударной части слова. Предпочитается ударение  на слоге, номер которого на единицу больше целой части арифметической середины слова. Но в разных видах речи (особенно для коротких слов) это проявляется по-разному. В разговорной речи и художественной прозе отмечается тенденция смещения ударения к концу слова по сравнению с его расположением в словах той же длины для научной прозы. [8].

Из этого следует, что если слово многосложно (более 5 слогов), то в «сильной» позиции во фразе (начало фразы/синтагмы, специальное выделение и т.д.) оно может приобретать ритмическое побочное ударение на первом слоге, что обусловлено требованиями ритмики русской речи. В просодически «слабой» позиции РПУ может и не появляться, поскольку в таком случае слабовыделенное слово может произноситься с ускоренным темпом, «скомканной» артикуляцией, что ведет к сокращению темпоральных характеристик предударных слогов.

По нашим наблюдениям и по результатам экспериментов, побочное ударение характеризуется теми же акустическими параметрами, что и основное ударение, но выраженными в меньшей степени. Если речь идет о малоизвестном слове или о сложном слове, образованном сочинительной связью несущих основ, длительность и интенсивность гласного под ПУ может быть сравнима с соответствующими характеристиками главноударного гласного[1]. Скорее всего, высокая интенсивность гласного под ПУ связана с тем, что побочное ударение всегда падает на один из трех первых слогов сложного слова, а интенсивность начала слова выше интенсивности середины и конца (если только основное ударение не падает на слог в  абсолютном конце слова).

Смещение ударения к началу слова. Редукция гласных под ударением

В [12] рассматривалась тенденция к смещению словесного ударения к началу слова (чаепúтие, однодвóрец, при питиé, дворéц). В большинстве случаев такое акцентирование вызвано чисто риторическими задачами и происходит как бы в нарушение акцентологических норм. Тенденция эта появилась в русском языке довольно давно, однако наблюдается до сих пор. Даже в случае, если слово состоит из 2-3 слогов, нередко вопреки произносительной норме ударение смещается к началу (ср. звóнит (при норме звонúт), мусоропрóвод (при норме мусоропровóд), твóрог (при норме творóг) и т.д. Это явление настолько часто в разговорной речи, что многие факты такого рода уже закреплены в языке и отражены в произносительных словарях (например, в слове творог стало нормативным ударение как на первом (твòрог) , так и на втором (творóг)слоге).

Одно из объяснений этого явления по-видимому связано с тем, что именно на начальные слоги приходится просодический максимум слова: большой запас воздуха в легких – значительное усилие (выдох) в начале артикуляции – высокая интенсивность (следовательно, громкость) первого гласного в слове (синтагме). Таким образом, «сделать» первый слог слова ударным легче, чем другие слоги.

В сложных словах та же тенденция реализуется в речи (особенно в спонтанной речи) в переносе побочного ударения на первый слог сложного слова с того слова, который маркируется им в словарях [2; 6], например, в`ысококультурные люди, внýтриполитические мотивы и др. 

Как было указано выше, побочное ударение в сложном слове падает на тот слог первой основы, который является ударным в случае, если эта первая основа – самостоятельное слово (желéзо – желèзобетóн, к′ислый – кùсло-слáдкий). Смещение на первый слог основы может происходить только в том случае, если первая основа – двусложное (реже – трехсложное) образование, второй слог которого является интерфиксом, а интерфикс в русском языке ударения не несет (за редким исключением; в основном, это слова иноязычного происхождения типа арифмóметр со связанным вторым компонентом): метрó – мéтрогородóк, веснá – вèсновспáшка, винó – вùноторговля, зернó – зèрнохранúлище, молокó – мòлокозавóд, иглá – ùглотерапúя, огóнь – òгнепоклóнник, ценá – цèнообразовáние. Это морфологическое смещение ударения.

В остальных случаях, если происходит перенос ударения к началу слова, мы имеем дело не с СПУ, а с РПУ. Эталонное, «базовое» произнесение слова в этом случае – с СПУ на ударном в случае самостоятельности слоге первой основы. Именно такое произнесение должно фиксироваться орфоэпическим словарем (произнесение изолированного слова с нисходящей интонацией). Во фразе по ряду причин, в первую очередь, ритмического характера, выделение смещается с «исторического» слога на первый слог, то есть СПУ заменяется РПУ. Соответственно, изменяются и функции выделения. По нашим интроспективным наблюдениям, которые необходимо подтвердить экспериментально, именно ритмика фразы вынуждает появление РПУ, никакие другие причины (морфологического, фонетического, семантического характера) здесь не действуют. Это ритмическое смещение выделения, исчезновение СПУ и появление РПУ. Такому смещению подвергаются следующие первые части сложных слов: высоко-, внутри-, глубоко- ,тяжело-, широко-, легко-, электро-, велико- и некоторые другие: ср. Тяжелòбольнóй (изолированное произнесение, СПУ на последнем слоге первой основы). У постели т[ь]желобольнóго деда собралась вся семья (ПУ отсутствует). Кого только не пришлось повидать в этой больнице: инвалиды, калеки, т[`и]желобольн′ые…(такие факторы как позиция в конце фразы, перечислительная интонация, тональное выделение первого слога привели к появлению РПУ).

Необходимо отметить очень важное различие качества гласного под ритмическим побочным ударением и под СПУ. Под СПУ как правило произносится гласный полного образования (случай особой выделенности слова во фразе, два равноценных ударения в пределах одного сложного слова: крáсно-сúний, желéзобетóн). Под РПУ чаще всего произносится редуцированный гласный; причем вне зависимости от степени выделения произнесение гласного полного образования чаще всего вообще невозможно: к[ъ]раблекрушéние (в ОС побочное ударение отсутствует) – к[`ъ]раблекрушéние (ДА) - *к[ò]раблекрушéние,; м[ъ]локозавóд (в ОС побочное ударение отсутствует) -  м[`ъ]локозавóд -  [ò]локозавóд.

Данное свойство РПУ относится не только к сложным словам, в которых в определенных фразовых условиях РПУ заменяет СПУ, но и к словам элементарной структуры (даже небольшой длины): В[ú]ликолепно! С[`ъ]поставимые по длине синтагмы, и только они,  должны быть приняты во внимание.  Посмотри на картинку: тут п[`ъ]ровозы, с[`ъ]молеты, машинки… Заметим, что в последнем примере в слове машинки дополнительного акцента нет. Скорее всего потому, что тогда он соседствовал бы с главноударным слогом, а это нежелательно. Таким образом, можно сформулировать одно из «запрещающих» правил появления РПУ: если слог, непосредственно предшествующий слогу-потенциальному носителю РПУ, или следующий за ним слог в фонетическом слове являются носителями главного ударения, ритмическое побочное ударение не появляется ни при каких условиях (кроме диктовки по слогам).

Безусловно, для определения более четких условий появления ритмического побочного ударения слова в условиях фразы необходимо провести ряд экспериментов, в ходе которого должны быть получены следующие данные: количество предударных слогов, с одной стороны, и количество слогов междуударного интервала (от одного главного до другого главного ударения во фразе), с другой, необходимое и/или достаточное для появления РПУ, а также условия размещения слова относительно просодической схемы фразы.


 

Список литературы

 

1.              Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка // М.: Просвещение, 1977

2.              Борунова С. Н. Реализация побочного ударения в разных типах речи //Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. М., 1991

3.              Борунова С.Н. Побочное ударение в современном русском языке: теория и лексикографическая практика. //Русистика на пороге 21 века: Проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М., 2003

4.              Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи // М.: Изд-во Моск. Университета, 1981

5.              Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов В.В., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика // М.: Изд-во Московского университета 1997

6.              Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Побочное ударение и ритмическая структура русского слова на словесном и фразовом уровнях // Вопросы языкознания, М.:Наука1993, вып. 4

7.              Касевич В.Б., Шабельников Е.М., Рыбин В.В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности // Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990

8.              Кривнова О.Ф. Ритмика фонетического слова в разных видах прозаической речи // Всесоюзная школа-семинар АРСО-12, тез.докладов, Киев, 1982

9.              Кривнова О.Ф. Перцептивная и смысловая значимость просодических швов в связном тексте.//Проблемы фонетики, вып.4, М. 1995

10.           Кривнова О.Ф. длительность как средство реализации словесного ударения в тексте (сопоставительный анализ разных способов оценки выраженности ударения в слове). // Язык и речь: проблемы и решения, М.: Макс-Пресс, 2004

11.           Потапов В.В. Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков. М.:УРСС, 2004

12.           Просодический строй русской речи // М, 1996

13.           Трубецкой Н.С. Основы фонологии // М., 1960

 

 



[1] Гласный под ПУ сравнивается не с любым главноударным, а с таким же гласным в позиции ударности, поскольку известно, что открытые гласные заднего ряда (например, [а]) всегда обладают большей длительностью, чем узкие гласные переднего ряда (оценка по эталону [10])