Сборник 2000

О приименных придаточных при автоматическом анализе текстов

 

 

 

Т.Б.Агранат, О.С.Кулагина

ИПМ РАН

agran@sosh.mccme.ru

 

 

     Автоматический  синтаксический  анализ текстов на естественных языках дает в разных лингвистических  процессорах  различные  синтаксические  представления. Чаще всего с этой целью используются деревья составляющих и  деревья  зависимостей.  В системе  Анализа  Русских  Текстов (АРТ) синтаксический анализ строит дерево зависимостей с узлами-словоформами и согласованное с ним дерево фрагментов ( подцепочек  входного  предложения). Об этом см.[1,2,3].  

     В  последнее  время начата разработка правил установления отношений между простыми предложениями в составе сложного. Эта работа ведется в рамках проекта 99-01-01191 РФФИ.

     Вообще  говоря,  установление  отношений  между  простыми предложениями в составе сложного базируется как на общих  языковых  закономерностях,  так  и на свойствах отдельных слов. К числу общих закономерностей  относятся  возможные  структурные схемы сложных предложений и допустимые сочетания типов отношений между простыми предложениями при той или иной структурной схеме. Релевантные свойства конкретных слов - это  возможность слов иметь сентенциальные актанты или сирконстанты.

     Ниже рассматриваются один тип придаточных, а именно присловные придаточные, подчиняющиеся именам существительным, прилагательным и предикативным наречиям.

 

 

Существительные.

 

  С точки зрения  допустимых  существительных  конструкции  с придаточным  можно разделить на общие ( в которых может участвовать практически любое существительное), групповые и индивидуальные.

    К  общим  можно отнести конструкцию

                    «С, чтобы Гинф», где  С  обозначает существительное, а Гинф обозначает глагол в инфинитиве с подчиненными ему словами.

     Например:  «станок,  чтобы  сверлить»,  «карандаш,  чтобы штриховать», «секретарь, чтобы писать письма» и т.п.

   Ограничения  на использование такой конструкции имеются, но они определяются не свойствами самого С, а осмысленностью  сочетания глагола, обозначенного Гинф, и С.

   Если  С  обозначает  некоторый объект, то такое придаточное имеет значение «назначение» и союз «чтобы» можно понимать  как «предназначенный для того, чтобы». Если С обозначает действие, то мы имеем придаточное цели, а «чтобы» раскрывается как «имеющий целью». Однако граница между назначением и целью является в данной случае весьма трудно определимой.

     К общим можно отнести также известную конструкцию

              «такой/=ая/=ое С, что П», где П обозначает придаточное предложение. Возможность  употребить эту конструкцию определяется наличием слова «такой», поэтому может  показаться,  что  П следует подчинять ему. Однако представляется более целесообразным подчинять П  все-таки  существительному  С. В пользу такого решения можно привести следующие соображения. Формальное - подчинение  П  слову  «такой» ведет  к  непроективности  структуры, что вызывает неудобства.  Содержательное - П раскрывает особенности С, на наличие  которых указывает «такой».

     В некоторых конструкциях могут присутствовать слова определенного  класса. Такие конструкции мы называем групповыми, а возможность участвовать в них можно назвать групповым  признаком таких слов. Примером является конструкция вида:

           «<Это>  <Гсв>  С,  что П».

     Здесь  «Гсв»  в угловых скобках это глагол-связка («быть, становиться, являться» и т.п.), который может отсутствовать. В этой  конструкции  П  является сентенциальным  субъектом, а С именной частью сложного сказуемого. Здесь допустимы С, обозначающие некоторое событие или ситуацию и имеющие ( за  исключением самого слова «событие») положительную или отрицательную окраску.  К допустимым С с положительной оценкой события относятся «победа, успех, удача, достижение, триумф, счастье,  радость»  и  т.п.,  отрицательную окраску имеют слова «поражение, провал, катастрофа, неудача, несчастье, беда» и т.п

   Наиболее  индивидуализирована  возможность слова иметь сентенциальные актанты, присоединяемые  определенными союзами.  Соответственно  эти возможности естественно описывать как словарные признаки слов.

     Для существительных синтаксического словаря системы АРТ описана возможность иметь в качестве актанта придаточное, вводимое союзами «что» или «чтобы». При этом не только  отмечался факт наличия такой возможности, но и оценивалась «степень возможности»,  т.е.  различались случаи, когда исследуемый актант вполне возможен, и случаи, когда он только допустим. Для краткости значения указанного признака «степень возможности» выражались числами. Значение 2 («сильная» оценка) показывает, что для данного существительного  актант, вводимый  союзом  «что», вполне возможен, значение 1 («слабая» оценка) - что такой  актант  допустим, соответствующие значения для «чтобы» - это 12 и 11. Если при данном существительным может быть как тот, так  и другой союз, ему приписывалось два значения (через запятую).

     Заметим, что приводимые оценки отражают субъективное мнение  авторов, статистических обследований не проводилось, причем, устанавливая эти оценки, авторы ориентировались на тексты научно-технического характера.

     Следует также отметить, что оценка «степени  возможности» определенного актанта делалась для нейтрального контекста. Замечено,  что  некоторые  специфические контексты повышают эту степень. К таким контекстам относится, например, сочетание существительного с глаголом, являющимся от него лексической функцией Oper или Func. Видимо тут сказывается следующее  обстоятельство.  Вообще говоря, способность иметь сентенциальные актанты у глаголов выше, чем у существительных, а сочетание  существительного с глаголом, являющимся его лексической функцией воспринимается  приблизительно  как  единый  глагол. Например, «ощущать беспокойство = беспокоиться», «отдавать приказ = приказывать» , «испытывать торжество = торжествовать», и т.д. Соответственно сочетание «он испытал торжество, что так все получилось»  возможно, хотя без такого контекста «торжество, что П» сочетание плохое. Однако несмотря на  то,  что  способность иметь  сентенциальный актант в указанных сочетаниях повышается за счет употребления определенных глаголов, этот актант подчиняется все-таки существительному.

     Подчеркнем еще раз, что рассматривались именно  сентенциальные  актанты,  а  не любые придаточные, вводимые указанными союзами.  Так  не  учитывалась возможность иметь придаточное, вводимое союзом «что», употребленном в значении «который». Сочетания вида: «Книга, что лежит на столе,  принадлежит  Петрову»,- допустимы  в  разговорной  речи,  но не употребляются в письменных текстах научного и делового характера.

     Возможность или невозможность иметь сентенциальные актанты  во многом определяется тем, к какому семантическому классу относится рассматриваемое существительное.  Установлено,  что такие актанты возможны для слов, которые в словаре системы АРТ отнесены  к  классам  «состояния»,»информационные  объекты»  и «действия».  В этих трех классах содержится 1190 существительных из общего числа 2500 существительных в словаре системы АРТ.

    В семантический класс «СОСТОЯНИЯ» вошли 113  слов.  В  нем введено деление на подклассы. Например, в подкласс ‘действие и состояние, как его результат’ вошли, в частности, «возбуждение, огорчение, осознание» и т.п.; в подкласс ‘состояние=чувство по некоторому  поводу’ вошли, в частности,» беспокойство, боязнь, тоска» и т.п. Из 113 рассмотренных слов могут иметь рассматриваемые придаточные 89 слов, а 25 слов таковых не имеют. Оценки распределились следующим образом: для «что» оценку 2 (сильная) получили 53 слова, оценку 1(слабая) -  22 слова,  для  «чтобы» оценку 12(сильная) - 4 слова, оценку 11(слабая) - 2 слова. Могут управлять как «что», так и «чтобы»- 8 слов.

      Например,  слова  «боязнь,  страх»  получили две сильные оценки,  поскольку  можно  сказать «боязнь, что он не справится...», а можно: «...боязнь, чтобы не получилось хуже».  Близкие  к  ним  по смыслу слова «беспокойство, опасение» получили сильную оценку для «что» и слабую для «чтобы».

  Заметим,  что  для слов, которые могут выражать как действие или процесс, так и состояние, являющееся его результатом, ненулевые оценки относятся к состоянию. Это объясняется  тем,  что рассматриваемые  актанты как правило поясняют управляющее слово, раскрывая его содержание.  Например, в предложении « Понимание, что нужно делать, пришло позднее» придаточное поясняет, что именно было понято, а не процесс понимания.

     В семантический класс, названный  «ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ОБЪЕКТЫ»,  вошли слова обозначающие информацию, сообщения, тексты и т.п. Например, в этот класс включены такие слова как «информация, мысль, гипотеза, высказывание, обращение, объявление» и др., всего 280 слов. Из них могут иметь рассматриваемые придаточные 151  слова, а 129 слов таковых не имеют. Распределение оценок следующее: для «что» оценку  2  (сильная)  получили  87

слов,  оценку 1(слабая) - 37 слов, для «чтобы» оценку 12(сильная) - 8 слов, оценку 11(слабая) - 6 слов. Могут управлять как «что», так и «чтобы»- 13 слов, из которых получили оценку 2,12 - 6 слов, 2,11 - 3 слова, 1,12 - 1 слово, 1,11 - 3 слова.  Например, слово «предупреждение» получило две сильные оценки, поскольку можно сказать «предупреждение, чтобы так не делали, что это может иметь плохие последствия».

  Заметим, что также как для омонимии «действие/состояние» при омонимии «действие/сообщение» ненулевые оценки относятся к сообщению, а не к действию, по той  же причине:  сентенциальный актант раскрывает содержание сообщения. Ср., например: «Объяснение проходило при закрытых дверях» и «Объяснение, что у него не  хватило времени, всех успокоило». В первом случае  «объяснение» означает действие, во втором - это текст.

   В семантическом классе «ДЕЙСТВИЯ» содержится 797 слов,  которые   не  вошли  в  пересечение  с  классами  «СОСТОЯНИЯ»  и «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ». Из них получили оценки 125 слов, и также, как в двух предыдущих классах, в основном получили ненулевые оценки  слова, выражающие и действие, и его результат, причем возможность иметь  сентенциальные  актанты  относится ко второму значению.  Распределение оценок следующее: для «что» оценку  2  (сильная) получили  74  слова,  оценку  1(слабая) - 40 слов, для «чтобы» оценку 11(слабая) - 4 слова. Могут управлять как «что», так  и «чтобы»-  7  слов,  из которых получили оценку 2,12 - 1 слово, 2,11 - 3 слова, 1,11 - 3 слова. Например, две ненулевые  оценки получило слово «оговаривание»: «оговаривание, что функция  непрерывна, не требуется», «оговаривание, чтобы не меняли последовательность действий».

     Проверено,  что среди семантических классов, различаемых системой АРТ, рассматриваемых актантов не имеют слова  следующих шести семантических классов (всего в них 1320 слов).

     Класс  «ЧЕЛОВЕК» ( 320 слов) включает различные «наименования» человека с точки зрения  профессии  (например, «учитель, биолог»),  статуса  («директор, аспирант»), отношения к другим людям («помощник, друг»)  и  др.

    Класс «СВОЙСТВА» включает различные  наименования  свойств (525 слов, например, «простота, выпуклость, непрерывность, устойчивость» и т.п.).

     Класс «ОРГАНИЗАЦИИ» включает различные наименования организаций, учреждений (40 слов, например,»комитет, совет» и т.п.).

    Класс «МНОЖЕСТВА» включает различные наименования множеств (53 слова, например,»совокупность, толпа, собрание» и т.п.).

     Класс  «ПОНЯТИЯ»  включает различные наименования понятий (152  слова),  которые  разделяются  на  подклассы:   подкласс PL=’место’  содержит 45 слов (например, «верх, зенит» и т.п.), подкласс TEMP=’время’ содержит 57 слов (например, «день, минута, год» и т.п.), подкласс SCI содержит различные названия наук - 50 слов (например, «математика, химия» и т.п.).

   Класс «ПРЕДМЕТ» включает различные наименования  материальных объектов (230 слов, например, «компьютер, пирамида, карандаш» и т.п.).

 

 

Прилагательные и предикативные наречия.

 

   Как и в случае с существительными, здесь речь пойдет о возможности присоединения сентенциальных актантов, а не любых придаточных с данными союзами. Например, предложения с союзом «что» в значении «как», совершенно не допустимые в текстах деловой прозы, не учитываются.  Что касается полных прилагательных, то они (кроме одного класса, о котором будет сказано ниже) могут сочетаться с вышеуказанными придаточными предложениями только при наличии слов «такой», «не такой» и «слишком» (присутствие этих слов всегда делает возможным присоединение данных придаточных). При первом возможно придаточное, вводимое союзом «что», при втором и третьем -  вводимое союзом «чтобы».  Перечисленные слова могут присоединяться ко всем качественным прилагательным, которые сочетаются с наречиями «более» и «менее». Сочетаемость с этими наречиями помечена в синтаксическом словаре системы АРТ. Из 2500 прилагательных, содержащихся в данном словаре, такую сочетаемость имеют 674. 

      Краткие прилагательные присоединяют придаточные с союзом «что», только имея определение «так», а с союзом «чтобы» - определения «не так» и «слишком».

  (Аналогично подобным конструкциям с существительными сентенциальные актанты подчиняются прилагательным, а не словам, определяющим их.).

            Как краткие, так и полные прилагательные, относящиеся к классу НАЗНАЧЕНИЕ (о чем есть соответствующая помета в синтаксическом словаре системы АРТ), могут присоединять к себе придаточное с союзом «чтобы»: «пригодный / пригоден, чтобы писать».

       Предикативные наречия могут присоединять к себе рассматриваемые придаточные как с модификаторами «так», «не так» и «слишком», так и без них.

       Так как предикативных наречий в русском языке относительно немного, сочетаемость можно задать списком, при этом прослеживается некоторая закономерность. Предикативные наречия физического состояния (например, «тепло», «холодно», «щекотно») и состояния окружающей среды (например, «ветрено», «пустынно»)

не могут присоединять придаточные с данными союзами; со значением возможности и качественной оценки («возможно», «хорошо») - присоединяют придаточные с обоими союзами, долженствования и необходимости («нужно», «необходимо») - только с союзом «чтобы», предикативные наречия эмоционального состояния («грустно», «стыдно») - только придаточные с союзом «что».

Также можно заметить, что семантические классы существительных и предикативных наречий, присоединяющие к себе сентенциальные актанты при помощи изучаемых союзов, во многом пересекаются.  Предикативные наречия физического состояния часто бывают омонимичны наречиям эмоционального состояния: «больно» и качественной оценки: «дурно».  При автоматическом анализе текстов присутствие омонима в рассматриваемой конструкции будет являться критерием отнесения его к определенному семантическому классу. Во всех рассмотренных конструкциях (с существительными, прилагательными и предикативными наречиями) слова «так», «такой», «слишком» помогают правильно диагностировать придаточное предложение при автоматическом анализе. При отсутствии этих слов надежным критерием для дифференцирования различных «что» и «чтобы» будет форма предиката главного предложения. Если в главном предложении есть «полноценный» с семантической точки зрения глагол, то он сам присоединяет придаточное. Если же глагол - связка или он и вовсе отсутствует, то придаточное - сентенциальный актант, присоединяемый к существительному или предикативному наречию.

 

 

Литература.

 

Кулагина О.С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских  текстов. //Препринт  Института  прикладной математики им.  М.В.Келдыша АН СССР, N 205, М., 1987, 22 с.

Кулагина О.С. О синтаксическом анализе на основе предпочтений //Препринт Института  прикладной математики им. М.В.Келдыша АН СССР, N 3, М., 1990, 20 с.

Кулагина О.С. Синтаксический анализ на основе предпочтений. //Festchrift fur Victor Julevic Rozencvejg. Wiener Slawistischer Almanach, sonderband 33, Wien 1992, p.43-61.