РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКИХ ИГР:

ОПЫТ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛИЗМОВ, ИХ АРЕАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЕНИЯ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОИСКА В ИНТЕРНЕТЕ

 

Романий Г. И. (inamor@rambler.ru)

Магистр структурной лингвистики Иерусалимского университета

 

Диалектные, или региональные, языковые различия существуют не только в сельской местности: неодинаково говорят и в разных городах и регионах, и не только взрослые, но и дети. Порой мы ощущаем, что привычное нам с детства слово нашего лексикона вызывает у визави замешательство или недоумение... Чтобы этого не происходило или происходило реже, под эгидой компании ABBYY существует лексикографический интернет-проект «Языки русских городов» (www.lingvo.ru/goroda).

Рассмотрим методику поиска региональных названий детских игр в Интернете. Разумеется, нас интересуют только те примеры, для которых указано местонахождение автора, и из их числа – только городские примеры (впрочем, в Интернете таких большинство). Изучение регионализмов с помощью Интернета включает три основных метода:

I. Анкетный метод. Довольно информативны онлайн-опросы как способ первичного сбора региональной языковой информации. Примеры опросов представлены на сайте «Живой журнал», в сообществах  «Игры» (community.livejournal.com/igry/24322.html) и «Язык мой» (community.livejournal.com/yazyk_moi/106664.html). Речь идёт о детской игре, в которой водящий должен догнать и коснуться одного из игроков. Результаты опросов можно сформулировать так: «в городе Х данную игру, возможно, называют/называли N, действие водящего: ‘коснуться игрока, передав игру’ – V, а самого водящего – S». Например: N = догонялки, салки, V = догнать, осалить, S = во́да – Нижний Новгород (‘водить’ – маяться); N = догонялки, V = догнать, S = во́да, во́жий – Нижегородская обл. без указания точного места; N = догонялки, V = зама́ять Набережные Челны (‘водить’ – маяться); N = догонялки, V = поймать – Волгоград; N = догонялки – Кишинёв; N = догоняшки, V = догнать, реже осалить, S = голящий – Томск (дважды; ‘водить’ –  голить), Новосибирск; N/S = квач (играть в квача) – Киев; N/S = киса́, V = закиси́ть – Читинская обл.; N/S = лов, V передать лова – Евпатория, Ростов-на-Дону (играть в ло́ва); N/S = лов – Днепропетровск N = пятнашки, V = запятнать, S = во́да – Петербург, Мурманск; N = пятнашки, V = [за]пятнать – Сахалин; N = салки, V = осалить, S = во́да – Москва (3 респондента); N = салки, V = осалить – Истра Московской обл. V = салки, ловитки, догонялки, V =  осалить, [с]ловить, догнать, S = во́да – Армения.

II. Поиск на специализированных сайтах о детских играх. Один из хороших профильных сайтов – «Энциклопедия нашего детства» (www.76-82.ru). Здесь имеются подробные описания игр, а из комментариев к статьям и форума можно почерпнуть богатую игровую терминологию указанного периода с широким региональным охватом. Приведу в качестве примера региональные названия дворовой игры, в которой палкой или битой с определённых расстояний выбивают чурку из очерченного на земле квадрата или круга. Из комментариев к описанию игры (www.76-82.ru/games_out/358.html) и форума (www.76-82.ru/forum/viewtopic.php?t=516&postdays=0&postorder=asc&start=0&sid=eca0fbd362757890bdd252c7efda06bc) устанавливаются следующие лексемы с первичной ареализацией: банка-палка – Красноярск, банка-склянка и банки-склянки – Казахстан, банки и банка – Москва и обл., Тула, Рязань, Ижевск, Челябинск, Курган, Молдавия, валет – Москва и обл., клёк – Муром, Самара, Тольятти, Магнитогорск, лейтенант – Сергиев Посад, пекарь – Петербург, Таллин, Рига, Юрмала, Мурманск, Минск, Смоленск, Брянск, Королёв Московской обл., Киев, Харьков, Донецк, Первомайск Луганской обл., Киров, Иркутск, Чита, Тында, Лесозаводск, Владивосток, пикарь – Белоруссия, повар – Латвия, поп – Ленобласть, Карелия, Мурманск, поп-загонялы – Ярославль, солдаты – Казань, туз – Московская обл. В связи с заявленной в самом названии периодизацией сайта возникает проблема актуальности и устаревания игрового термина. Сегодня ребята уже не играют во многие из тех дворовых игр, в которые играли мы, наши родители. А уходит игра – забываются и игровые термины. Ср. пример, найденный в «Яндексе» комбинированным поиском на заданном расстоянии – клёк /3 играть (расстояние в 3 слова и менее при любом порядке слов):

(1)   Поиграть в клёк собиралось по два десятка человек разного возраста! Кто сейчас играет в клёк? (форум, Нижний Новгород, детство автора прошло в 90-е гг.).

Но вряд ли стоит драматизировать ситуацию, и слух о смерти дворовых игр преувеличен. Ср. контрпример «с пылу с жару», найденный тем же методом:

(2)   Я вчера уже играл в клёк (молодёжный форум Самары).

Онлайн-анкетирование и поиск на профильных сайтах даёт лингвисту базу для дальнейших разысканий и поиска, в том числе поиска по регионам.

III. Поиск в поисковых системах. Наиболее удобны для этих целей следующие «поисковики»: «Яндекс» (распознаёт словоизменительные формы, за исключением многих незнакомых глаголов; даёт возможность дополнительного поиска: комбинированного, на расстоянии, по региону, по блогам), google.com (в отличие от google.ru, отчасти склоняет и спрягает), ljseek.com (поиск в «Живом журнале», имеет недостаток: не всегда распознаёт формы незнакомых слов). Расширенный поиск позволяет отсеять нерелевантные случаи (в частности, омонимы, как в случае: лов – название игры и лов ‘ловля’ – действие по значению глагола ловить). Ввиду частотности фразы играть в + название игры целесообразно использовать следующие основные виды расширенного (комбинированного) поиска, которые частично дублируют друг друга, но отчасти дополняют: 1) поиск по точной фразе при помощи кавычек N", где N название игры, охватывает случаи с другими глаголами (поиграть в, сыграть в, бегать в, гонять в..., а также без глагола, например:

(3) У нас тоже опасная игра была. В сущности, в «лова» или в «деда», когда нужно дотронуться до убегающего (комментарий в блоге, Севастополь).

2) поиск двух слов не очень далеко друг от друга: играть и N, или на заданном расстоянии: играть /n N, где n – расстояние между словами, – охватывает случаи сокоординации с пропуском предлога, типа играть в X, Y, N, Z..., где N – искомая номинация; например:

(4) Вы когда-нибудь играли [в] такие игры, как казаки-разбойники, цурки-палки, пекаря, царь горы, чехарда?" (украинский форум).

Смежный способ поиска – комбинация игра и N.

Ценную лексикографическую информацию несут глоссы – разъяснения необщеупотребительных лексем в тексте. Их поиск производится, в частности, комбинацией межрегиональных синонимов. Так, чтобы найти глоссу, содержащую региональное название детской игры кулика́шки, мн. ‘прятки’, можно задать поиск куликашки /5 прятки:

(5) Моё детство прошло в Ташкенте, играли в куликашки (аналог пряток), казаки-разбойники, резиночки, классики (форум).

Анализ и отбор примеров для словарной статьи словаря городских регионализмов включает следующие стадии:

1) первичная семантическая оценка примера, позволяющая отсеять нерелевантные случаи – омонимы, описки;

2) определение географии, или атрибуция, примера; особо информативны профили авторов примеров и профили пользователей программы ICQ, а на сайте «Живой журнал» – также данные об учебных заведениях, позволяющие установить, где прошло детство автора; региональное отнесение имеет свою проблематику: а) автор примера может иметь сложную «географическую судьбу» – переезжать из города в город; применительно к детским играм особенно важно, где автор провёл детство; б) автор может «цитировать» чужое словоупотребление; такие случаи часто можно выявить контекстуально, но не всегда; типичный случай связан с явлением коммуникативной когезии (связности) в диалоге, когда участник повторяет употреблённый другим собеседником термин, не всегда в кавычках; в) всегда надо брать в расчёт, что атрибуция форума к городу X автоматически не означает атрибуцию участника к городу X; самые надёжные примеры – те, для которых в профиле автора указан город; г) проблему представляют примеры с описанием лексического узуса, своего и чужого, – назовём их метаязыковыми примерами; если метаязыковые примеры к указанием на собственный узус («я/мы [в городе X] говорю так-то») – очень ценная вещь для лексикографа, то примеры с индикацией чужого узуса («в городе Y говорят так-то») требуют тщательной перепроверки (назовём их метаязыковыми примерами 2-го рода); отмечу, что целевой поиск метаязыковых примеров желателен и может осуществляться тем же способом, что и поиск глосс;

далее производится максимально возможная на базе Интернета ареализация лексемы – установление ареала её распространения; разумеется, одного-двух примеров по региону ещё недостаточно, чтобы постулировать данный регион – нужна более весомая статистика;

3) проверка соответствия примера критериям составления словарной статьи, см. ниже.

 

Интернет-поиск позволяет обнаружить и ареализовать следующие лексемы в значениях N, V и S (см. выше): N ба́ши, баши́, ба́шики / V заба́шать, заба́шить, отдать/передать баш / S га́ля – Пермский край, Башкирия, Челябинская обл., Курган; N/S бэ́рак, бэрэк, бэрик / V оса́лить – Зап. Белоруссия (Брест, Барановичи, Гродно); N/S бэ́рык, бэрэк – Днепродзержинск; N га́ли / V зага́лить, загали́ть / S га́ля – Пермь; N га́ля / V зага́лить, загали́ть / S га́ля – Пермский край, Омск, Тюмень, Сургут; N го́ли / S го́ля – Якутия, Вост. Казахстан, Калмыкия; N/S го́ля / V заго́лить – Красноярск, Норильск, Братск, Ангарск, Бурятия, Якутия; N догонцы́ – Калининградская обл., Калуга, Волгоград, Волгодонск; N догоня́лки – широко, возм. внерегионально;

N догоня́шки – Томск, Новосибирск, Кузбасс, Алтайский край, Красноярск, Норильск, Иркутск / V зага́лить (Томск), задеть (Новосибирск), заго́лить (Красноярск) / S га́ля (Томск); голя́щий, го́ля, голя́; N/S квач (играть в квача́) / V заквачева́ть, отдать квача́ – Киев, Житомир, Полтава, Харьков, Херсон, Николаев, Брянская обл., Вост. и Центр Белоруссия; N/S кеч (играть в кеча́) – Киев; N/S кич (играть в кича́) – Вост. и Центр. Белоруссия, Чернигов; N ко́ли / V уколоть / S коля – Астрахань; N ла́ди / S ла́дя – Кривой Рог, Донецк; N ла́ды / V зала́дать / S ла́да – Луганск; N ла́тки, ладки, ладушки / V отдать/передать латку, зала́тать, зала́дать / S ла́тка – Донецкая обл., Лисичанск, Алчевск, Сумы; N/S лов (играть в ло́ва) / V зало́вить, передать ло́ва, слови́ть – Днепропетровск, Кировоград, Запорожье, Мариуполь, Херсон, Крым, Тирасполь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Ставрополь; N ло́ва (играть в ло́ву) / S лов – Молдавия; N ло́вки / S лов – Молдавия, возм. тж. Херсон; N ло́вы / S лов / V слови́ть – Крым, Львов, Ивано-Франковск; N/S ля́па / V заля́пать – Карелия, Мурманская обл., Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Риддер; N ля́пки – Удмуртия, Чайковский, Уфа, Свердловская обл., север Челябинской обл. (без Челябинска), возм. тж. Томск / V заля́пать, зага́лить (Томск) / S ляпа; га́ля (Екатеринбург, Томск), гальщик (Ижевск); N ля́пы / V заля́пать, ляпнуть / S ляпа – Петрозаводск, Кировская обл., Свердловская обл., север Челябинской обл. (без Челябинска), Шадринск, Рудный; N/S маёк (играть в майка́) / V зама́ить – Бердянск; N/S май (играть в мая) – Керчь, Краснодар, Новороссийск; N ма́ялки / V зама́ять / S маялка – Нижний Новгород, Ульяновск, Самара, Тольятти, Волжский, Центр. Казахстан, Ашхабад;

N пятна́шки / V запятна́ть / S пятна́, во́да – Петербург, Псков, Мурманская обл., и дисперсно (как одно из нормативных названий); N ра́пы / S рáпа – Архангельск; N са́лки, са́лочки / V оса́лить / S во́да, салка – Москва и обл., Рязань, Тула, Воронеж и далее довольно широко (в т. ч. как второе название к региональному); N/S са́ло / V слови́ть – Одесса; N чу́хи / S чуха – Нальчик. Некоторые из выявленных опросами номинаций игры найти не удалось. Это баша́лки (Челябинск), бич (Белоруссия), гал (Токмак), киса́ (Читинская обл.), чёски (Невинномысск).

Как видим, разные номинации могут существовать даже в пределах одного города. Встречаются и указания на поколенческую смену номинации:

(6) «Давайте в квача!» – «В какого? В простого или в цветного?» – «А давайте “выше ноги от земли”, лучше всего!» Когда подрастал мой сын, у них эта игра называлась уже по-другому – «в кича» (воспоминания о детств, автор родом из Минска).

 

Опыт словарного представления региональной терминологии.

В индексе форума «Городские диалекты» (http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=39776) можно ознакомиться с проектами словарных статей на многие региональные названия детских игр. Проект статьи включает грамматические, синтаксические, орфоэпические характеристики слова (род, число, особенности склонения, ударяемость), регион распространения, предполагаемый статус: нормативное, разговорное, фамильярное, жаргонное и др., сведения о происхождении слова, фиксируемость в основных словарях русского языка и примеры употребления. Метаязык статьи не должен содержать региональных слов и языковых особенностей. Так, основные словари русского языка дают два названия рассмотренной выше игры: словарь Ожегова – са́лки ‘детская игра, в к-рой участники догоняют и салят друг друга’, пятна́шки ‘детская игра, в к-рой один из участников бегает, бросая в других мячом или, догнав, касается рукой, салки’; словарь Ефремовой – са́лки, разг.– ‘то же, что пятнашки’, пятна́шки, разг. ‘детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой’. Глагол осалить не универсален. Поэтому определение из словаря Ожегова будет откорректировано: ‘детская игра, в которой водящий должен догнать и коснуться игрока (после чего тот становится водящим)’. При необходимости регионализм можно включить в толкование в скобках в качестве синонима общеупотребительного слова. Требования к примерам, которыми я пользуюсь при составлении проекта статьи: 1. семантическая иллюстративность; 2. наиболее полное отражение распространения слова (желательно иметь примеры на каждый город, указанный в проекте статьи; если указывается целая область или республика, желательны примеры не только на территориальный центр, но и на другие города региона); 3. современность – пример не должен быть слишком старым, он должен отражать современное состояние языка; 4. демонстрация грамматических вариантов лексемы при их наличии: фонетических, морфологических, семантических, синтаксических вариаций; желательно также дать примеры с терминологически связанными словами, особенно если они приведены в толковании (в нашем случае это наименования игрового действия и водящего в игре); 5. иллюстрация стилистической принадлежности лексемы – если речь о коллоквиализме или жаргонизме, желательно, чтобы контекст и личность автора это отражали; поскольку речь в данном случае о номинации преимущественно разговорной и детской, наиболее стилистически иллюстративны примеры живой речи (с форумов, из блогов), однако и вхождениями в газеты и художественные тексты злоупотреблять нельзя, поскольку там примеры лучше «паспортизованы» – снабжены точным местом и временем; 6. ограничение на метаязыковые примеры – их не должно много и они не должны быть косвенными («2-го года»); 7. орфография и пунктуация примеров редактируются, за исключением тех случаев, когда отклонения от литературной нормы отражают предположительно региональные особенности или же носят намеренно-стилистический характер (что, кроме прочего, служат маркерами стилистической принадлежности текста).

Пример составления проекта статьи с учётом вышеуказанных требований.

При опросе в «Живом журнале» на вопрос о том, как называют вышеуказанную игру и где, один из респондентов ответил:

(7) Башалки. Именно башалки, а не баши. Челябинск. Причём ударение не на первый слог, а на второй!!! Это из детства моей сестрёнки (15 лет ей сейчас).

Далее произведена проверка обеих лексем – башалки и баши – поиском в «Яндексе». Простой поиск для башалки даёт мощным фоном название компании «БашАЛКО», сложный поиск !башалки (по точной форме), "в башалки", башалки и игра, башалки и играть, башалки и салочки, башалки и догонялки, башалки и сифа (аналогичная игра с касанием не рукой, а брошенным предметом: тряпкой и др.), башалки и прятки, башалки и жмурки также безрезультатен. Простой поиск баши даёт 3 млн страниц. Единственная возможность – применять расширенный поиск, аналогичный вышеуказанному для башалки. Подобным образом находятся релевантные случаи для уменьшительной формы башики.

Проект статьи (жирным шрифтом в примерах выделен способ поиска):

Ба́ши и баши́, ба́шики, мн. Пермский край (вероятно, без Перми), Башкирия, Челябинская обл., Курганская обл. Разг. Детская игра, в которой водящий («га́ля», «галя́щий», «голя́щий») должен догнать и коснуться игрока («заба́шать», «заба́шить», «отдать/передать баш»), после чего тот становится водящим // ср. СРНГ [«Словарь русских народных говоров»] баши́. Детская игра в пятнашки, сопровождаемая возгласом «баш». Красноуфим. Перм., 1898. Перм.; ба́шики. То же, что баши. Перм., 1930 // от баш, местн. – озглас в этой игре (ср. СРНГ баш. Возглас в детской игре в пятнашки (в баши). Перм., 1856); в основе, возможно, идея взаимности, передачи игры друг другу: ср. там же ба́ш на ба́ш, ба́ш на́ баш. Без придачи (меняться). Перм., Урал. [и др.]; баши́ть. Менять что-либо без придачи (баш на баш). Охан. Перм., 1854. Мехон. Курган., Шадр. Перм. [ныне Курган.].

Детство – это счастливая пора, когда ты смеёшься, радуешься и открыто улыбаешься. Когда ты с друзьями гуляешь, играешь в башики, прятки и догонялки (школьная газета «Дело № 15», Губаха Пермского края; 5.05.2007).

 

А я читала, что, например, «башики» и «сифа» чисто уральское изобретение (блог, Чусовой Пермского края).

 

...Частенько играем в баши...Это очень захватывающая игра. [...] Например, гонится за тобой кто-нить заразный (форум, автор из Ишимбая, Башкирия).

 

В 13–14 лет со своими друзьями со двора любили играть на деревьях в баши или ещё чё-нибудь в заброшенных садах взади (sic) нашего дома (блог, Салават, Башкирия).

 

Мы с Яшкой, например, в догонялки (баши) играем. Я от него убегаю… он за мной. (форум любителей кошек, автор из Челябинска).

 

Через некоторое время в этот дом забежали, хохоча, трое парней. Именно забежали – и продолжили уже в помещении играть в свою игру – передавать друг другу «баши», салить друг друга («Ботанический сад», газета Физ.-мат. лицея № 31 Челябинска; 3.04.2008).

 

Когда мальчишки во дворе играют в башики, а галящий – Петя, Чара первой догоняет ребят, хватает их за брюки и не отпускает, пока Петя не забашает (газета «Вечерний Челябинск»; 10.01.2006).

 

Наскакавшись на досках, ребятня стала играть в баши. Играя, Ванюшка взобрался на забор. Голивший подбежал к нему, с желанием «забашить» (Виктор Ружин, «Бабье гнездо», повесть; автор родом из Копейска Челябинской обл., родился в 1940 г.).

 

Сидя на брёвнышках, они [ребятишки] обсуждают впечатления вчерашнего вечера, играют в баши, войнушку и устраивают турниры по борьбе (газета «Курган и курганцы»; 11.07.2006).

 

Обхожу дом с торца – вот на этой площадке мы любили играть в «башики» (блог, Курган).

Названную в опросе форму баша́лки предварительно следует отсеять ввиду её единичности, как предположительно ограниченную узкой социальной группой или идиолектную.

Следующий пример не отвечает критерию № 3, т. к. содержит отсылку к прошлому:

При любой погоде, круглогодично, играли в «баши», «сифу», «войнушку», «казаков-разбойников», «чижа», «банку». Нынешнее молодое поколение эти игры даже не знает (сайт Челябинска).

С методологической точки зрения интересен пример:

Ученики решили поиграть в «догоняшки», или, как они выражаются, в «баши» (блог ученицы 11-го класса из Красноярска).

Это метаязыковой пример «2-го рода», что уже снижает его достоверность. Кроме того, по региону Красноярск этот пример единичен, поэтому предварительно подлежит отсеву.

Разумеется, не всегда все вышеназванные требования выполнимы, особенно когда общее число найденных примеров невелико.